Статья об эффективной работе с текстом, и не только с английским. В ней доходчиво изложено, как подходить к пониманию текста и как тренировать умение быстро находить в нем нужную вам информацию.

Работа с текстом

Есть несколько определений и пониманий того, что такое текст. В этой статье речь пойдёт о тексте как наборе предложений, связанных между собой общим смыслом. Тексты бывают разных форм (устный, письменный), типов (повествование, описание, рассуждение), стилей и подстилей (книжный, разговорный, и пр.).

Под работой с текстом в данном случае я подразумеваю не процесс написания какого-либо вида текста, как, например, эссе, книга или научная статья; и не литературный анализ текста с точки зрения выразительных средств и стилистических приемов. Я подразумеваю то, как мы учимся воспринимать и понимать данный нам кусок информации при прочтении (чтение) или на слух (аудирование), т.е. улавливать как его общий смысл, так и его детали. Как правило, к такого рода мероприятиям мы прибегаем в процессе обучения как родному языку в школе, так и иностранному. В этом случае может возникнуть закономерный вопрос: «Зачем как-то специально учиться понимать речь, если это умение в нас заложено уже с рождения?» Действительно, уже с младенчества мы постепенно осваиваем навык восприятия и понимания маминой и папиной речи, затем речи других близких и окружающих людей. И действительно, далеко не сразу получается понять всё, что нам говорят. Сначала отдельные слова, затем фразы, затем предложения и далее уже несколько предложений, связанных единым смыслом. Здесь подключаются и невербальные способы передачи и восприятия информации – через эмоции, жесты, мимику, интонацию, тональность голоса… Ребенок учится этому потому, что у него есть в этом потребность – понимать и копировать умение выражать свои желания и эмоции. И, разумеется, с новорождённым никто не будет сразу вести светские, научные или глубоко-философские беседы. Речь окружающих как бы автоматически, инстинктивно перестраивается под возраст и умственное развитие ребёнка. Вопрос осознанного подхода к пониманию текста встаёт в тех случаях, когда нужно научиться вычленять конкретную информацию из достаточно большого потока речи, настроить свои «фильтры» внимания таким образом, чтобы её услышать или вычитать, уметь «лавировать» среди фактов, описаний, сюжетных поворотов и диалогов. Т.е. не просто услышать или прочитать что-то, но ещё и «обработать» полученные данные, и, возможно, даже как-то их применить.

Несмотря на долгое вступление, алгоритм работы с текстом достаточно простой и, как правило, подразделяется на два основных направления:

  1. Общее понимание текста - тренируется с первого прослушивания или прочтения. Включает, как правило, один или небольшое количество общих вопросов ко всему тексту, смысл которых в том, о чём собственно этот текст.
  2. Детальное понимание текста – достигается уже при втором подходе к тексту и включает более подробные вопросы к деталям текста.

    В обоих случаях вначале учащийся знакомится с вопросом (или вопросами) к тексту, и только после этого приступает к ознакомлению с самим текстом!

    Такой порядок исключительно важен, потому как именно при нём настраиваются те самые «фильтры» внимания, помогающие эффективно найти нужную информацию. То есть благодаря этим вопросам мы уже пропускаем через своё сознание данный нам текст или отрывок из него не просто потоком, а более осознанно, с определёнными целями. Первый вариант (потоковый) тоже возможен и очень распространён, опять же, в бытовых или спонтанных ситуациях. И в этом случае мы не можем контролировать, что именно «осядет» в нашей памяти. Второй вариант (целенаправленный) уже более академический. Вопросы в нём ориентируют нас на то, зачем мы читаем или слушаем данный нам кусок информации. Подсказками в этом нам могут служить слова и выражения из самих вопросов, если они дублируются в тексте. В более сложном варианте мы не найдём прямого лексического (словесного) соответствия. Учащемуся придётся продемонстрировать более широкое применение языковых навыков: опора на синонимичные неоднокоренные слова, синонимичные выражения, перефразированные предложения или интерпретация частей информации с обратным (антонимичным) смыслом. Также вопросы к тексту могут часто служить планом самого текста, навигацией в нём. Это может быть полезно, если по данному отрывку нужно будет делать пересказ или просто сохранить в памяти опорные моменты всего текста.

    Как правило, на экзаменах и других проверочных работах заложено только два подхода к тексту. Соответственно, во время подготовки к экзамену, содержащему проверку понимания текста, учащегося тренируют «укладываться» в эти два подхода. Но в общей практике для того, чтобы научить человека «ориентироваться» в тексте, понимать не просто отдельно каждое слово, а весь смысл прочитанного или услышанного, допускается бесконечное множество возвратов к данному отрывку информации, её всестороннее обсуждение и анализ.